От долгого сидения у него затекли ноги

Корректор-редактор текстов, библиограф запись закреплена

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: КАК НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ

Многие помнят со школьной скамьи: перед «что» в сложноподчиненных предложениях всегда ставится запятая. Не всегда!

ЕСЛИ ПРИДАТОЧНЫЕ НЕ СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ,
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НИМИ СТАВИТСЯ:

• Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди…

А если между придаточными стоит неповторяющийся союз «и», запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта-2016 и привел к большому количеству ошибок.

А правильно так:
• Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

ЕСЛИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ СОЮЗ «ЧТО», А СОЮЗ «И»

Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом «и» ставится запятая:

• Ржавеет золото, и истлевает сталь.

Но и здесь есть свои подводные камни.

Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения:

• Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки!

Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член:

• От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ОТСУТСТВУЮТ СОЮЗЫ

Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы:

1. При простом перечислении ставится запятая.
2. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие.
3. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, ставим тире.

• Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий).
• Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать).
• Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

КОГДА НУЖНА ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД «КАК»

Запятая ставится, если он присоединяет придаточное предложение:

• Я помню, как впервые приехал в этот город.

Выделяется сравнительный оборот с союзом «как»:

• Как соломинкой, пьешь мою душу.
• Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

Но не надо ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве»:

• Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения).

Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом «как «входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу:

• Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с «как» сказуемое здесь не имеет смысла).

Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие:

• Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была…

Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется:

• Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге.

• Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми

Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания:

• буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка.

Много вопросов вызывает слово «однако».

Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза «но», запятая после него ошибочна:

• Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо.

• Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать.

Вводным слово «однако» может быть только в середине предложения:

• Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе?

В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах.

В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук.

Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы — дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров.

Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше, как и для освоения любой другой профессии.

САМАЯ НЕЛЕПАЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА

Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой:

• Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович!

Однако ставят запятую в таком, например, месте:

Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя!

Запятая здесь — ошибка, ведь слова «уважаемый, дорогой, любимый» входят в состав обращения.

• Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя!

• Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович!

Читайте также  От чего мазь бепантен плюс

• Дорогая Катя, я люблю тебя!

В этих примерах запятой отделяется все обращение: уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении

Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные ( («и»), ): (М.Г.); (Л.Т.); сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); (Пауст.);

Запятая ставится перед союзом также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части или повторяющим его: (Ч.); (Т.).

Но: — предложение простое, не является подлежащим.

2) противительные («но»), : (Ч.); (А.Т.); (Фед.); однако (Ч.); (Купр.); зато (Т.); (Пис.); то (П.);

3) разделительные или (Гонч.); или (П.); (Т.); ли или (Л.); То (Кав.); То ли то ли (Сурк.); не то не то (А.Т.);

Примечания:

В сложносочиненном предложении рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором не образуют повтеряющегося союза, вследствие чего запятая перед в последнем случае не ставится; см. § 13, п. 12): ль или (Тютч.); или (С.-Щ.); ли или (Ник.).

Запятая ставится перед союзом в названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований (второе название тоже пишется с прописной буквы): или (Шекспир); или (Н.В. Гоголь); или (А. Н. Островский); или (А. Н. Толстой).

4) присоединительные (Фед.); (Гарш.); (Ч.); (Т.);

5) пояснительные (С.-Щ.); (Акс.).

Запятая перед союзами («и»), не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: (П.); (Г.); (Гонч.); (Акс.); (Т.); (Л.Т.); (Ч.); (Ч.); (Ч.); (М.Г.); (М.Г.); (М.Г.); (Купр.); (Фед.); (Пришв.); (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. д.: (газ.);

Примечания:

При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом ставится, если союз повторяется:

Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом простых предложения, поэтому запятая перед ставится: (П.); (Ш.);

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: (Л.Т.); (Ч.); (Ч.); (Пауст.); (Перв.);

Но: придаточное предложение относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений (ср.: — во втором случае придаточную часть следовало бы отнести и ко второй части сложносочиненного предложения); (Медв.) — последнее предложение указывает на общее следствие.

3) Общим может быть поясняемое двумя частями сложносочиненного предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью: (М.Г.); (Купр.);

Но: (П.) — последняя часть не входит в разъяснение.

4) Общим может быть вводное слово, словосочетание или предложение: источник сообщения один и тот же для всего высказывания; отсутствие запятой показывает, что отношение говорящего к высказыванию, выражаемое посредством вводного слова, распространяется на обе его части.

Но: (Т.) — вводное слово отнесено только к первому предложению; (Ч.) — каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

Примечание. В некоторых случаях общим элементом может быть частица (ограничительная, усилительная, выделительная): (Ч.).

Запятая перед соединительными и разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят:

1) вопросительные предложения: (П.) — объединяет вопросительная интонация;

2) побудительные предложения: (Фурм.) — объединяет побудительная интонация; — объединяет побудительная частица; объединяет побудительная частица;

3) восклицательные предложения: объединяет восклицательная интонация;

4) неопределенно-личные предложения (если мыслится один и тот же производитель действия): (Л.); (Л.Т.); (М.Г.);

5) безличные предложения, имеющие синонимичные слова:

Но при отсутствии синонимичных слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом ставится: (М.); (Кат.);

6) номинативные (назывные) предложения: (П.); (П.); (Н.); (Пом.); (Тютч.); (Бл.).

Но (при повторении союза): (Н.); (Сурк.).

§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами реже — перед союзом Перед союзами («и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Например: но (Г.); однако (Г.); (Г.); зато (Т.); однако (С.-Щ.); зато (С.-Щ.); но (Л.Т.); однако (Дост.); (Ч.); (Ч.); (Ч.).

Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна. Ср.: (Т.). — (Дост.) — во втором случае сближаются два неопределенно-личных предложения.

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: (П.); (П.); (П.); (Л.); (Т.); (Ч.).

Часто ставится тире, если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются номинативными (назывными) предложениями: (П.); (Г.); (Л.); (Акс.); (А.К.Т.); (Г.-М.); (Кор.); (М.Г.); — (М.Г.); (Купр.); (Эр.); (Фед.); (Ник.); (Перв.);

Читайте также  Дезагреганты и антикоагулянты в чем разница

Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире: (Фед.); (Щип.).

Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа:

Примечания:

Если по условиям контекста в конце первой части сложносочиненного предложения нужна запятая, то она сохраняется и перед тире: (Кат.)

Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться в сложносочиненном предложении после сочинительного союза: (М.Г.).

Помогите с морфологическим разбором слова сиденья

Сиденья
1)От кого,чего?От долгого сиденья.Существительное обозначает предмет.
2)Н.ф.Сиденье.
3)П.п.Нариц,не одуш,ср.р.,2 скл.
4)Н.п.Ед.ч.Родительный падеж.

Другие вопросы из категории

ЗАРАНИЕ ВСЕМ СПАСИБО!

слова УРОНИТЬ
заранее спасибо)

выходной день; привести в порядок; все как один: в один голос; ни свет ни заря: не долго думая; взяться за дело; не покладая рук; не за страх, а за совесть; идти полным ходом; сдержать слово; показывать пример; выполнить обещание; золотые руки; гору своротить.

Читайте также

Хочется размять ноги, застывшие от долгого сидения в стоге, но нельзя. Вот-вот могут появиться зайцы. Возле осинника много их следов, может, и сегодня придут. Надо ждать. И, как видите, ожидание не напрасно — с одного "выстрела" фотоаппаратом сразу три зайца стали трофеем охотника. В обычном лесу сделать такой снимок нелегко, но тут, в охотничьем хозяйстве, недавно выпустили стадо косуль, куропаток, зайцев, привезённых из Сибири. Звери ещё только осваивают незнакомый лес, им голодно и неуютно. Звери не отказываются от умело расположенной подкормки. Тут их нетрудно и караулить. Да если и не увидишь, печаль небольшая. День лесных путешествий — настоящий праздник для всякого, кто любит природу, чью душу тревожат лесные звуки и запахи.

августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению 6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги 10. Эта жен..щина пр..зирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых сч..тала существами ни..шей породы, недостойными даже пр..ближаться к её крыльцу 11. Ра..чёты сложнейших об..ектов и конструкц..й. Тон..чайшая, хрустальная работа 12. Вороб..и широко и молча ра..зевали свои клювы 13. Перед ним ра..ступились, и меня перестали бить 14. Гостепр..имные хозяева поднялись из-за стола 15. И не требовал этот царь от своих по..данных ни пр..клонения, ни чре..мерного ув..жения к себе 16. Скворцов разошёлся и самым бе..жалостным обр..зом ра..пёк просителя 17. Бе..конеч..ные войны во..высили Наполеона; они же ни..вергли его 18. Брови его ..двинулись, по лбу пошли м..рщины 19. Ни п..шевелиться он не может, ни ра..жать рук он не может 20. Всё было ра..бросано и в бе..порядке, в особенности детское бел..ё 21. В глубочайшей ч..рноте г..рели бе..численные звёзды 22. Бе..страс..ный голос пер..водчика продолжал звучать 23. Он ра..ст..гнул план..шет, вынул карту, огл..делся, на чём бы её ра..ст..лить 24. Напр..жение поля стало в два раза выше ра..чётного 25. Мне страс..но хотелось ра..говориться с нею, ра..спросить её 26. Оба конца улицы з..городили ..двинутыми возами 27. Нянька кинула на меня с..рдитый, п..давляющий взгляд и что-то в..рчала бе..зубым шамкающим ртом (Короленко). 28. Это вы, ни..кий человек, может быть, п..ёте, а не я! 29. Она с бе..покойством вглядывалась в бе..страс..ное лицо механика 30. Кричали п..тухи в мутном ра..свете 31. Он хр..нитель университетских пр..даний 32. Д..яч..к пр..творил дверь 33. Всё мое двухчасовое пр..бывание на пустыре пр..вратилось в подлинную пытку 34. У стен Ленинграда д..визия пр..умножила свою славу, стала гвардейской. 35. В этом больше блеску, но это было пр..ходящее. 36. Скромность Белинского была непр..творна и чистос..рдеч..на 37. А т..перь пр..смирел и не слыхать его 38. Бе..численные огон..ки мел..кали в поле, где ра..положились б..вуаком войска 39. И никакой ра..чёт, и никакая жалость не удержали од..чалых рук 40. Ра..суждения этого по..ростка з..бавляли её 41. Подарков он не пр..нимал, потому что нечем было о..дарить 42. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке, о..талкивался длинным ш..стом от берега 43. Я пр..мостилась около пр..открытых дверей папиного каб..нета 44. И вспомнить вновь не пр..мину мой первый город деревенский 45. Пусть от пр..пятствий молодеет дух 46. В каменные в..рота пр..ёмника в..ехал автом..биль 47. От долгого пр..бывания в воде Дымов и Кирюха стали лиловыми 48. Защита от др..хления в пр..клонные годы – пр..выч..ный размеренный труд 49. Их услышав, пр..смирели пташек резвые четы, на тр..с..ник стрекозы сели, пр..клонились цветы 50. Но артисты пр..одолели весёлое настроение в зале 51. Часовой пр..градил ему дорогу 52. Он охотно прот..нул нам пр..словутую ас..игнацию и также охотно и даже т..ропливо, старясь никого не з..труднить, вышел из вагона 53. Вдруг, в один пр..красный день, баронесса убедилась, что жизнь, в сущ..ности, пр..скверная вещ… 54. Он не желает использовать привилегию своего иностранного по..данства 55. Всё живое пр..легло, по..жалось, пр..таилось, каждая точ..ка, каждая ямка стала з..щитой 56. Марфинька, глядя на неё, и..по..тишка посмеивалась

Читайте также  Красные пятна на ногах при варикозе

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.
(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.
(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.
(21)Потом она вышла замуж и уехала.
(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».
(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.
(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.
(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.
(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.
(43)Навсегда.

мутную воду, народ уже заполнил бетонный склон перемычки и продолжал прибывать с нарастающей быстротой. Троллейбус между тем погружался в бурлящую воду. Вскоре на поверхности остались лишь ролики его штанг — вода сомкнулась над гигантской воронкой и поглотила обреченных людей.Так началась эта драма.Человек, которому суждено было сыграть в ней главную, выдающуюся роль, приближался к плотине водохранилища с северной стороны. Он заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку, и то, что он оказался здесь в эти минуты — рекордсмен мира, тринадцатикратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по скоростному подводному плаванию, — представляется, конечно, невероятным.Шаварш Карапетян был не один. Вместе с ним тренировались и другие спортсмены. Был рядом и Камо, младший брат.Чемпион первым оценил обстановку. Понял: авария. Подав знак Камо, он на ходу стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду, сбросил тапочки. Камо последовал его примеру. Через несколько секунд братья уже были в холодной серой воде.Первым доплыл до роликов Шаварш. Он ясно понимал: до начала основных спасательных работ никто лучше него не справится с тем, что можно и нужно сделать. Только он был способен нырнуть на необходимую глубину, сориентироваться под водой и предпринять хотя бы какие-то меры для спасения людей.

Источник: women-land.ru

ТЕХНО ЧУДО