Как разработать выворотность стоп

Выворотность есть основа, на которой построен классический танец. С этим утверждением никто не спорит. Однако у понимания выворотности есть два аспекта. Первый: люди думают о выворотности как о возможности встать в абсолютные балетные позиции ног. Второй: понимание выворотности как усилия.

В терминологии классического танца есть понятия en dehors (движение наружу от опорной ноги) и en dedans (движение во внутрь к опорной ноге). En dehors обозначает также понятие выворотности ног.

Вытянем обе руки вперед перед собой ладонями вниз и, поворачивая их друг к другу, выкрутим руки ладонями вверх. Это и есть выворотность или, если использовать медицинский термин – супинация, то есть при которых конечности выворачиваются изнутри наружу.

Возможность разворачивать ноги наружу проверяют у детей, поступающих в балетные школы. Экзаменаторы определяют физические пределы выворотности: хватит ли их для точных направлений, правильного поднятия ног и правильной постановки корпуса.

Возможности выворачивания зависят от:

Первые два замечания касаются физических данных. Последнее уточнение, касающееся усилий, и есть тема нашего разговора.

Если человек оказался в балетном классе, то его физические возможности нас уже мало интересуют. Задача педагога — научить прилагать длительные и непрекращающиеся усилия для супинации ног.

Балетное обучение начинается с постановки корпуса. Первое упражнение – изучение позиций ног. Цель – устойчивость.

Еще более закрепляет неподвижность ног (опорной ноги) выворотное положение бедер. Пестов в своих тетрадях пишет об этом приеме следующее: «Закон устойчивости — в неукоснительном внимании к опорному бедру, в его полной дисциплине, полной неподвижности, абсолютной выворотности».

Достигая пределов супинирования бедра, танцовщица закрепляет трехосный тазобедренный сустав. Нога остается в полной неподвижности по отношению к корпусу. Приемом нацелен на устойчивость и возможность обретения виртуозности.

На уроке педагог может объяснять это так: ягодицы или ягодичные мышцы должны быть сильно прижаты к телу, верх бедер развернут кнаружи. Мой наставник показывал это вставая в I позицию, до предела разгибал коленные суставы, сильно прижимал ягодичные мышцы, своими руками проводил по внешней стороне паха со словами: «вытяни ноги наверху», «вытяни верхние колени, чтобы сохранить нижние», «обычные колени есть у всех, а ты мне вытяни колени танцовщика — это вторые, верхние колени — о них никто теперь не знает».

Я попытался рассказать о выворотности, говоря только о постановке корпуса. Далее, разбирая все последующие темы, мы будем неизбежно возвращаться к одной и той же проблеме – как донести до студентов необходимость длительного и усиливающегося супинирования обеих ног.

В заключение упомяну о том, что в XVIII веке в каждом балетном классе стояли специальные машины для разрабатывания выворотности:

Пример плохой выворотности необходим для тех, кто переживает о своих способностях.

Даже по фотографиям догадываюсь, что ученицы Фокина специальными приспособлениями не пользовались. Вот что можно прочитать о Карсавиной и Павловой у Л.Д. Блок:

Предлагаем вашему вниманию одну очень интересную статью о выворотности. К сожалению, из-за частой перепечатки не можем точно сказать, кто автор и где первоисточник.

Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы).

Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Читайте также  Морской рис как ухаживать и употреблять

Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».

Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .

Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].

Читайте также  Можно ли есть горчицу на диете

Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.

5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.

6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.

7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.

Ноя 5th Урок 9. Выворотность. Классический танец.

Ещё раз о выворотности.

В методике по классическому танцу можно прочитать, что почти все упражнения по классическому танцу способствуют развитию выворотности.

Но, наверное, надо правильно понимать слово развитие, ведь можно развивать только то, что уже имеется. Укрепление мышц в выворотном положении тоже является её развитием.

Любая методика описывает упражнение уже в конечном, в идеальном варианте. То есть когда выворотность — уже не проблема.

Читайте также  Классификация хвн по ceap

Иногда кажется, что классический танец — искусство для «избранных».

И если от природы у Вас нет выворотности, то Вам «не грозит» ни одна из танцевальных Академий. Вас туда просто не возьмут.

Выводы напрашиваются сами. Сначала надо выработать выворотность, а потом перейти к изучению упражнений, которые на практике способствуют её укреплению.

Сами по себе упражнения выворотность не вырабатывают. Её вырабатываете Вы лично, уделяя должное внимание правильности выполнения упражнения.

А что делать, если её просто нет?

Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Вы находитесь в самом начале обучения. Задержитесь подольше на специальных упражнения для выворотности.

То что Вы сейчас строите — это фундамент Вашего здания, которое Вы отстроите в будущем. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее здание.

Займитесь основательно выворотностью.

Не считайте это потерей времени. Не думайте, что за это время, Вы бы могли выучить пять или десять новых упражнений в классическом танце. Потому что даже если Вы их разберёте и начнёте работать на невыворотные ноги, они не дадут Вам нужного результата.

Выработав выворотность сейчас, Вы наверстаете упущенное, а лучше сказать уделённое этому время в дальнейшем.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение.

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди при пятой позиции ног, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте : «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

А вот с этим (то есть с выворотностью ног) стоит поторопиться, так как хорошая выворотность даёт свободу в движении. Не думаю, что есть необходимость объяснять важность этого для классического танца.

Posted in HOME, Классический танец and tagged классический танец, урок by Альфия Хабирова with 4 комментария.

Comments

Добрый день, Алфия!
Как теперь дела с выворотностью у Анжелы? Улучшилась ли у нее она до такой степени, как у Лоренцо? (не знаю правда сколько времени прошло с момента снятия видео)?

Здравствуйте, Лена!
С момента, когда Лорэнцо поступил в Академию «Teatro alla Scala» Анжела потеряла интерес к занятиям.
Её выворотность в настоящий момент её мало интересует. Думаю, что она поняла, что не рождена для классического танца. Сильно не переживает, так как находит другие развлечения в жизни.

Понятно., а наверное, жаль, она так хорошо танцует,хоть и не с идеальной выворотностью.

Анжела продолжает танцевать и надо сказать, делает это от души, часто не обращая никакого внимания на выворотность.
И, надо отметить, что очень даже неплохо получается!
Хорошая выворотность позволяет танцору иметь большую амплитуду движения ног. Но это ещё не всё!
Не всегда ДУШУ можно вложить в ноги.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Newer Post ›

содержание

Свежие комментарии

  • Татьяна к записи Уроки с 1 по 10.
  • Светлана к записи Урок 16. Battement tendu jeté. Классический танец.
  • Анна к записи Контакт
  • настя к записи Урок 28. Battement développé.
  • Михаил к записи Гимнастика для пожилых
  • Ольга к записи Партерная гимнастика.
  • Ольга к записи Контакт
  • Лена к записи Уроки с 61 по 77.
  • Лена к записи Уроки с 51 по 60.
  • Елена Б. к записи Мысли вслух: Гимнастика для похудения и системно-векторная психология.
  • Елена к записи Урок 5. Растяжка. Классический танец.
  • vpenzu ru к записи Стэп для начинающих-1
  • Аноним к записи Урок 70. Pas échappé на одну ногу.
  • Кемал к записи Урок 21. Стойка на локтях.
  • Кемал к записи Урок 21. Стойка на локтях.
  • Ольга к записи Контакт
  • Аноним к записи Партерная гимнастика.
  • Ксения к записи Контакт
  • Аноним к записи Контакт
  • Альфия Хабирова к записи Урок 14. Battement frappé, Sur le cou-de-pied. Классический танец.

https://www.paypal.me/alfiakhabirova

Источник: women-land.ru

ТЕХНО ЧУДО